Главная » 2015 Апрель 22 » Сценарий финала конкурса "Учитель года" 2016
14:39 Сценарий финала конкурса "Учитель года" 2016 | |
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля, Высшим достоинством человечества Станут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостные и тёплые чувства. Каждому из нас он отдал частичку своего сердца, щедрость души, передал свои знания, жизненный опыт, научил логически мыслить, разбираться в людях, понимать жизнь, приучил трудиться. Вот почему мы уважаем, беспредельно ценим, помним своего первого наставника, товарища, друга. Именно таким наставником была для меня моя первая учительница Ильина Таисия Николаевна. Благодаря ей я выбрала эту замечательную профессию и поступила в ПГПУ им. Белинского на факультет «Педагогики и методики начального обучения», который успешно окончила. Вот уже 7-й год я переступаю порог школы п.Восход, которая мне стала родной. Размышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Я часто задаюсь вопросом, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы. Поэтому перед собой я поставила задачу, так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить свои способности, раскрыть свои таланты. Сейчас особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Школа должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять. Вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть забрать ребенка из детсада, понравиться начальству, но не потерять контакт с сослуживцами - решаем мы эти задачи с той или иной мерой успешности, за решением одной всегда встают следующие задачи. Сегодня мне бы хотелось рассказать о работе с детьми, имеющими нестандартное мышление. Мне помогает в этом обучение решению открытых задач. А чтобы было интересно, прошу вас быть активными участниками. Я предлагаю Вам решить интересную задачу. «Зачем ежу яблоки?» Маленький серый колючий ёжик кочует с румяным яблоком или грибом на спине по разным сказкам. Зачем ему яблоки и грибы? Может, это запас на зиму: грызёт у себя в норке промёрзшие яблоки (а выбирает он самые кислые) и засохшие грибы. Однако продовольствие ежам зимой не нужно - они спят. Спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. К тому же ежи насекомоядные. В естественной среде обитания рацион ежей составляют жуки, червяки и улитки.Зачем тогда ёжик несёт яблоко? (варианты ответов) У этой задачи много вариантов возможных ответов. Вот некоторые из них: - Ежи не едят яблоки, они едят насекомых. Но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые в них размножаются? Ежи так запасают еду для насекомых, а потом их едят. - Ежи выбирают кислые яблоки. Может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которые, возможно, выделяются через колючки. - Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки зимой, когда температура тела животных понижается, в норке поддерживалась плюсовая температура. - С помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках. - Ежи, насаживая достаточно большие и яркие предметы (например, яблоки) себе на иголки, своеобразно сигнализируют, что наступают холода и пора впадать в спячку. - Так ежи маскируются, возможно, для своей защиты. - Яблоки едят маленькие ежата, или в яблоках разводятся насекомые, которых едят ежата, пока сами не могут охотиться. - Ежи с помощью яблок подчёркивают своё превосходство для привлечения партнера, подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста. - Ежи на время спячки затыкают проход в норку яблоком. Это лишь небольшая часть тех ответов, которые можно дать при решении задачи. Любой из них принёс бы участнику эвристической олимпиады хорошие баллы. По мнению же ученых, верный ответ заключается в том, что ежи натыкают на иглы кислые и едкие продукты, чтобы продезинфицировать иглы. Хотя и в любой из выдвинутых гипотез есть доля истины. Некоторые гипотезы заимствованы из статьи: Андржеевская И. Ю. ДОГОВОР с природой // Лаборатория образовательных технологий «Образование для Новой Эры», 2011. URL: http://www.trizway.com/art/practical/154.htm1 Или вот ещё одна №2.Счет без чисел. Древние люди не умели считать. Но пастухи всегда знали, все ли овцы вернулись вечером в загон. Напиши, как , не умея считать, проверить, все ли овцы на месте. Приведи несколько примеров. Оригинальные решения из работ школьников • Пастухи знают всех овец по именам. • Нарисовать квадраты на земле, если овцы все в квадратах, значит, все на месте. • Загнать овец в стойла и посмотреть, все ли на месте. • Делали надрезы на бревнах, отмечали овец знаками. • Брали палочки, сколько палочек - столько и овец. • Рисовали овец на рисунке и по приходе их домой вычеркивали по одной. • Если овцы съедали всю еду, которую им давали, то значит, все овцы вернулись. • Они ставили перед каждой овцой тарелки, если не у каждой тарелки была овца, значит, потерялась. • Овец на поле привязывали к столбикам. Если одна вырвалась, то останется пустой столб. Решением будет любая сопоставительная схема (например, держать в кармане камешки по числу овец, веревочки на руке, зарубки на столбе и т.п.). №3. Пляж Нарисуйте пляж, на котором много отдыхающих, но фигуры людей рисовать нельзя. Из условия задачи недостаточно ясно, как действовать, что искать. Условие - размытое. Идеи решения заключаются в использовании имеющихся ресурсов, скрытых в системе заданной задачи – пляже. Получаем решения: пляжные зонтики, закрывающие видимую территорию пляжа, за которыми скрыты отдыхающие; море, в котором видно много «плавающих» головных уборов, в которых купаются отдыхающие; пляжный песок, насыпанный горкой, за которым виднеется одежда многочисленных отдыхающих и т.д. Подведём итог. В этой задаче мы сами должны были домыслить условие, понять, что у нас есть, чем нужно пользоваться, и , исходя из этого, выбрать вариант решения. Это открытая задача. Что такое закрытая задача? Задачи такого типа предусматривают чёткую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой следует единственное правильное решение. Такие задачи хороши для отработки какого-либо конкретного приёма решения при изучении материала. Что такое открытая задача? Задачи открытого типа имеют «размытое условие», из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными. Двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Такие задачи помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, помогают каждому ученику, независимо от того, отличник он или совсем наоборот, поверить в себя, в свои силы, открыться в новом качестве, полюбить открытие нового и неожиданного, подружиться с одноклассниками… А учителю – переосмыслить свои педагогические воззрения, вновь стать «ребёнком», открыть для себя оптимистический и неожиданный взгляд на привычные вещи, сблизиться с учениками и вместе рука об руку идти к новым знаниям, к творчеству. И кто его знает, может, юные Ньютоны и Ломоносовы сегодня живут рядом с нами?! Мне на днях один ученик «открыл тайну» – он хочет стать изобретателем. Я увлеклась работой с открытыми задачами. В прошлом году участвовали в районном конкурсе учащихся начальной школы, и Ефанова Ирина была на 9 месте из 50 участников. А в этом году начала занятия с первоклашками с ноября. А ещё 1 раз в месяц даю такие задачи на дом, чтобы ребята попробовали решить «вместе с родителями». Такая «совместная работа» сближает родителей с детьми, способствует развитию мышления, творчества ребенка, подталкивает к поиску недостающей для решения задачи информации и родителей, и детей. Как говорят дети: «Мы всей семьёй мозг ломали»… А еще это взаимодействие с родителями. Появляются новые темы для совместного обсуждения, инициаторами которых являются родители. Нам приятно поделиться своими мыслями и идеями по решению задачи, нравится видеть рост способности к нестандартному мышлению у наших ребят. И наши формы общения становятся нестандартными – совместные чаепития, где за чаем в неформальной обстановке мы ближе узнаём друг друга, позволило сдружиться родителям между собой и со мной. Я являюсь активным пользователем сети Интернет и нашла в его недрах замечательный сайт Межрегионального Центра инновационных технологий в образовании, который занимается организацией и проведением эвристической олимпиады для младших школьников « Совёнок». В 2011 мы с ученицами 4 класса, стали участниками Всероссийских дистанционных курсов с международным участием «Совёнок-2011: на пути к творческому мышлению». А поделившись знаниями о замечательном ресурсе с коллегами, убедила их в участии и стала школьным организатором и обучающих курсов, и эвристической олимпиады «Совёнок». Три участника олимпиады из нашей школы стали лауреатами 1 тура. В этом году мы с нетерпением ждали начала новых занятий. Центр приобрёл статус Международного, т.к. география участников вышла за пределы России. А я, благодаря информационно-коммуникационным технологиям приобрела возможность взаимодействия с коллегами и преподавателями Вятского Государственного Гуманитарного Института ( г. Киров ). Внедрение творческих задач в учебный процесс достаточно проблемно из-за недостаточности времени (урок 30 мин.), а обсуждение иногда занимает и всю перемену, и следующий урок, вызывает споры… И вот тут появилась новая проблема у моих первоклассников – неумение выслушать другого участника спора , неумение приводить доводы в защиту своей точки зрения, нежелание учитывать иные мнения. Чтобы сформировать эти умения, я работаю по курсу «Образ и мысль». Этот курс был представлен нам на методическом семинаре в рамках сетевого взаимодействия методистом кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО Колесовой Еленой Валентиновной. Курс «Образ и мысль» ориентирован на обучение детей рассматриванию и обсуждению произведений мирового искусства. В процессе обсуждения дети учатся понимать своеобразие эстетического, постигать смысл художественных образов. Произведения искусства всегда многозначны, высказываемые мнения разнообразны, и дети постепенно приходят к осознанию того, что в реальности может существовать целый ряд верных интерпретаций одного и того же явления. Особую значимость программе придает то обстоятельство, что учитель последовательно настаивает на обосновании точки зрения ребенка. Это помогает детям научиться всегда указывать на те элементы в произведении искусства, которые побуждают их думать именно так, а не иначе. Таким образом, дети постоянно фокусируют свое внимание на картине и совершенствуют свое умение убедительно отстаивать свои идеи, их наблюдения стано¬вятся все более конкретными и тонкими. Такие способности имеют большое значение в их дальнейшей жизни и, в частности, в различного рода исследовательской деятельности. Если представить, что каждый приём , каждый вид работы с нестандартно мыслящими ребятами– это нить, а взаимодействие – узелок, то получится что мы совместно плетём такую своеобразную сеть , которая складывается в систему, помогает развить способность полноценно решать жизненные проблемы, мотивировать дальнейшее обучение, а так же адаптироваться в социуме. Путь к совершенству – бесконечен, но без сотрудничества он невозможен. Поэтому сегодня мне очень хочется сказать вам, дорогие коллеги, – Огромное сердечное спасибо за сотрудничество, за вашу доброту и отзывчивость, за умение придти на помощь! Вы сыграли немаловажную роль в моём профессиональном росте! И хочется завершить выступление словами Р.Рождественского: Не на словах, а по вещей традиции, Которая завтрашней жизни под стать, Учителем надо будет родиться, И только после этого – стать. В нём будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле… Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле! | |
|
Всего комментариев: 0 | |